Теория Гёрбигера дает нам в том, что касается истории Земли и Солнечной системы, правдоподобные объяснения по ряду пунктов, которые не объясняет ни одна другая теория.
Кто мы сами на нашем уровне цивилизации — начинающие или представители эпохи упадка? Посмотрим сначала, какова в общих чертах эволюция разума и человечества в свете общего взгляда Гёрбигера на историю.
Геология подтверждает, что в конце первичного периода, то есть, в те времена, когда первая Луна Гёрбигера вращалась слишком близко от Земли, существовали гигантские деревья и насекомые. Из гигантских деревьев позже образовался каменный уголь и карьерный песок. Следы гигантских насекомых сохранились на окаменелостях.
Как вы можете объяснить тот факт, на который первым указал Фабр, что насекомое, не имея мозга и, следовательно, разума, может точно ужалить гусеницу в семь нервных центров, и, таким образом, парализовать ее, но не убить, чтобы у личинок, которые появятся через пару месяцев, была свежая пища? Как объяснить этот инстинкт насекомых? Как отметил Фабр, полемизируя с Дарвином, теория эволюции не может объяснить, почему насекомое с первого раза делает семь укусов, иначе, его потомство не будет жить.
Геологи выдвигают такую гипотезу. В первичный период, когда Солнце было больше, чем сегодня, а Земля вращалась точно в плоскости эклиптики, вечное лето обеспечивало насекомым долгую жизнь. Определенные из этих насекомых под влиянием гигантизма, приведшего к увеличению их нервной системы, стали разумными до такой степени, чтобы понимать, как жалить свои жертвы в нужные точки.
Запомним эту связь долговечности с гигантизмом. Мы вернемся к ней, когда будем говорить о людях.
Позже, на протяжении тысячелетий, это знание стало автоматическим и передаваемым по наследству. Когда начались зимы, когда насекомые стали умирать каждый год, а их личинки должны были проводить холодный сезон в укрытии, выжили лишь те насекомые, которые сохранили автоматические инстинкты, усвоенные в период разумности.
Таким образом, современные насекомые — выродившиеся остатки других, некогда разумных, вполне может быть, разумных не на человеческий манер, а обладавших иными формами сознания и чувствами. Вполне может быть, и нынешние дикари — мы к этому еще вернемся — выродившиеся остатки былых империй и бессмысленно повторяют акты, некогда организованные рациональными системами управления.
Теории Гёрбигера впервые дают возможность нам понять и принять эти странные, но разумные идеи.