Положение НМР о национальности членов экипажа судна является главным стержнем нового регистра. В развитых капиталистических странах критика института открытой регистрации ведется главным образом по статье эксплуатационных расходов на содержание и заработную плату членов экипажа. Сегодня НМР дает судовладельцам возможность конкурировать с торговыми флотами открытой регистрации. Отправить сборные грузы из китая в Пермь
Предоставляя судовладельцам свободу набора судового экипажа, НМР резервирует должность капитана торгового судна за гражданином Норвегии..Видимо, данное положение регистра позволяет через норвежского капитана осуществлять контроль за техническим состоянием судна и соблюдать принятые Норвегией обязательства в области международного торгового мореплавания и требования международных конвенций.
В выступлении государственного секретаря Норвегии на лондонской конференции по проблемам регистрации торговых судов отмечено, что НМР основан на традициях страны и соблюдении всех ее международных обязательств.
В отличие от открытых регистров развивающихся стран, в которых они вводятся с единственной целью — получения валюты, нередко становясь основным источником ее поступления в страну, НМР, по многочисленным заявлениям представителей Норвегии, является неприбыльным, и доходы, получаемые от установленных налогов, идут на покрытие расходов работы аппарата. Нет оснований не верить этим заявлениям. Норвегия, разумеется, не Либерия, это высокоразвитое процветающее государство, чья казна может обойтись без поступлений от регистрации судов. Но все же именно прибыль — цель НМР, только перечисляемая не в госбюджет, а на счета капиталистов.
Конечно, инициаторы и сторонники создания новых удобных регистров лишний раз не упоминают эту очевидную истину, а предпочитают рассматривать явление лишь, так сказать, в межгосударственном ракурсе. Они говорят о том, что НМР подрывает монополию стран открытой регистрации на эксплуатацию «дешевого флага». Они подчеркивают, что появление НМР ставит конкуренцию ме)кду флагами «на равную и справедливую основу».
С точки зрения вкладчиков капитала это, наверное, так. Но с точки зрения моряка, продающего на рынке свой труд, проблема, конечо, видится иначе. С такой точки зрения появление НМР означает, что в стране, где моряки добились наивысшей в мире оплаты труда, для судовладельцев появилась возможность обзавестись дешевыми экипажами. И притом не нарушая законов!
Появление западноевропейских «дешевых флагов», какими вслед за НМР стали еще несколько других, ему подобных, изменило положение в международном морском судоходстве, обострило конкуренцию. И так как нет гарантии, что в развитых капиталистических странах не будут основываться новые регистры, подобные НМР, последствия этого нового фактора в сфере международного морского бизнеса будут, видимо, весьма ощутимыми.
По мере обострения конкуренции в международных морских и комбинированных перевозках на первое место в этой борьбе выдвигаются вопросы качества предлагаемого сервиса, в том числе отдельных качественных параметров, на которые мировой фрахтовый рынок предъявляет особый спрос. При этом качество понимается в широком смысле слова — как способность перевозчика не только удовлетворить все существующие на момент предложения потребности арендатора тоннажа, грузоотправителя и грузополучателя, но и предусмотреть на всех этапах транспортно-производственного цикла будущие потребности заказчика и в соответствии с ними планировать внутреннюю структуру и перестановки в производственной деятельности. В этом смысле понимание качества вплотную приближается к существующей общепризнанной модели маркетинга — планированию производственно-транспортной и коммерческой деятельности в зависимости от существующих и прогнозируемых позиций мирового рынка.
Качество и маркетинг являются важным и пока мало изученным предметом во внешнеэкономической деятельности советского морского транспорта. Вместе с тем их значение в условиях перехода на хозрасчет и выхода морских пароходств, НИИ и других подразделений Минморфлота на прямые внешнеэкономические связи трудно переоценить.