Часто я вижу, как люди пытаются написать статью, но ничего не выходит — ошибок море, в рецензии встречаются просторечные слова, которые выглядят неуместно и так далее. Так как же написать хорошую рецензию, которой так и хочется поставить + ? На самом деле, все не так сложно.
Во-первых, тщательно обдумайте свой выбор. Сможете ли вы рассказать о философии Braid или вам проще написать о «мясе» в Gears of War? Потому как выдумывать что-то из головы, а тем более выискивать другие мнения в Интернете и включать их в свой текст — проигрышный вариант. Не получится написать много (да еще и хорошо), если вы до конца не поняли посыл разработчиков.
Во-вторых, никогда (даже НИКОГДА) не садитесь писать сразу после прохождения. Это чревато выставлением оценок от 9 до 10 по десятибалльной шкале, воплями по поводу гениальности игры, и, главное, жуткой субъективностью. Ну понравился вам «Сталкер», ну и замечательно, но главное, чтобы это не превращалось в «СТАЛКИР!1 11 из 10!». Избегайте слов «шедевр», «гениально» и прочих, ведь на самом деле ими можно назвать очень малое количество произведений искусства.
В-третьих, не стоит становиться чрезмерно субъективным, если речь идет о низкой оценке. Ну не понравился вам «Сталкер», но это не значит, что надо ему ставить 1 из 10 — ведь очевидно, что игра заслуживает большего. Сколько бы ни было багов, глюков и прочих ошибок, подумайте, может быть можно поставить 4 или 5.
В-четвертых, делайте пометки на бумаге уже во время прохождения. Помните: ваша цель — донести до человека, который не играл в этот проект, все его детали. Неудобный интерфейс? Запишите. Жуткая озвучка, отсутствие теней, однообразные противники? Тоже пригодится. Потому как, вспоминая, вы потратите кучу времени, да еще и забудете половину.
В-пятых, старайтесь делать удачные переходы между предложениями и абзацами. Избегайте подобного:
В GTA4 можно угонять машины. Еще тут есть вертолеты. Можно кататься на танках и стрелять. Есть много интересных миссий — там тоже надо угонять.
В-шестых, можете составить примерный план статьи, которому будете следовать. Например, сначала рассказать об истории игры и ее создателях, потом — сюжет, затем — все остальное. Конечно, стандартные схемы многие не любят, но начинающим можно посоветовать только это.
В-седьмых, никогда не воруйте чужие мысли. Нет, мысли-то можно, если осторожно (все равно мало кто догадается), а вот чужие фразы — нет. В любом случае разница между вашими словами и словами какого-то критика будет заметна. Пусть вы не можете использовать какие-то красивые метафоры или олицетворения, не беда. Это не значит, что нужно воровать.
В-восьмых, не стоит выдавать перевод западных рецензий за свои. Это заметно — и то, что вы пытались переводить (ПРОМТ палится), и то, что некоторые сравнения и выражения используются только на Западе. Это, если что, тоже считается воровством.
В-девятых, разделяйте рецензию подзаголовками — так ее проще читать. Стена текста это не очень хорошо. В то же время, не стоит называть их «О графике», «О сюжете» — заголовки хоть и делят статью на смысловые части, они не должны быть написаны как будто Капитаном Очевидностью. Добавьте юмора, какую-нибудь шутку.
В-десятых, проверьте статью в Ворде. В эпоху торрентов его покупка не является обязательной, так что это можно сделать бесплатно. А если у вас хороший браузер (Firefox, например), то, когда вы выкладываете статью, он вам подчеркнет слова, которые написаны в ошибками. Читать статью, в которой есть «упровление», «атличьный» и прочие несуразности, не очень интересно и приятно.
В-одиннадцатых, если вы пишете о сиквеле, то надо иметь хоть какое-то представление о прошлой части. А уж если у вас в руках, к примеру Settlers 7, то иметь представление желательно о предыдущих шести частях. Сравнить, описать, что похоже, что нет, какой прогресс и так далее. Поверьте, это интересно. Можно даже сделать мини-вставку об истории серии.
В-двенадцатых, запомните, что спойлеры это зло. Не пишите об интересных поворотах сюжета, об убийстве персонажей, и вообще, о том, что может испортить впечатление, из-за чего играть не захочется — ведь все и так уже будет известно.
В-тринадцатых, пишите подробно, раз уж взялись писать о какой-то составляющей. К примеру, слова «В игре крутая музыка» не означают ничего. Крутая для вас, но что она из себя представляет? Тяжелый рок, электронная музыка, хип=хоп — что? Надо рассказать. То же касается графики, управления и прочего.
В-четырнадцатых, не выкладывайте статью сразу после написания. Оставьте ее до завтра и взгляните новыми глазами — возможно, вы найдете какие-то несуразности, нарушения логики и так далее.
В-пятнадцатых, не стоит акцентировать внимание на себе. Большое количество «Я» делает ее плохой, поверьте. Вы ведь не комментарий на форуме пишете. Вы — аналитик, ваша цель — донести информацию об игре, а не свои ощущения. Исключение: если с вами в игре произошел интересный случай, тогда все в порядке. Но писать «Я прошел игру, она мне понравилась, я давно не видел подобного» — ошибка начинающих писателей.
***
Разумеется, есть и другие «заповеди», но здесь я написал достаточно. Какие-то из них не подойдут тем, кто пишет на сайтах за деньги, как я (к примеру, первая запись не подойдет точно — тут уж что дали, то и обозреваешь). Но, как бы то ни было, если вы уделите внимание некоторым из пунктов, то ваш шанс писать лучше повысится.
Автор: Алексей benzopil Лихачев