Нет, вы только посмотрите вокруг — жить стало страшно. Сплошные растраты. Откладываешь себе денежки для массового культпохода на природу — море, девочки в бикини, водка галлонами. И тут выходит какой-нибудь God of War 3 и рушит все твои планы. Ты трепещущей рукой достаёшь из кармана заначку и отдаёшь несколько разноцветных бумажек с картой Европы жадному ритейлеру, который только рад тебе впихнуть новый хит продаж. А ведь девушки в сексуальных купальниках были так близко…
И вот ты проходишь этот GoW 3 на Chaos, зарабатываешь платину для Bayonetta, выбиваешь последние аккорды Guitar Hero 5 на Экстриме… И просыпается такое мягкое, тёплое, немного тяжкое чувство ностальгии. Дескать, раньше и трава была зеленее, и игры делали интереснее, да и на пиратках за 100 рублей выживали. Тело невольно поднимается и самостоятельно двигается к тумбочке, хранилищу игровых устройств. Автоматически достаётся нужный диск, слегка покрытый пылью, вставляется в приставку и… Наступает блаженство.
Соперничество меж двумя временными отрезками чувствуется как-то странно — скиллы вроде бы возросли, время прошло, а разница между второй и третьей частью одного и того же франчайза чувствуется, но очень, очень слабая.
Первым удостоился чести великий и ужасный Resident Evil 4. Честно скажу, в 2006 году он казался просто волшебным. Бешеные колхозники, неповоротливый и грозный El Gigante (а в последних главах даже два сразу), визги Эшли… Всё это создавало неповторимую и вязкую атмосферу игры никак не за правительственного агента, а за (как правильно в своё время подметил один всем знакомый игровой журнал) загнанную крысу. Все хотят тебя убить, раскрошить голову, разрезать на куски… просто уничтожить. Для своего времени RE4 был невероятно эпичным. Размах здесь чувствовался на каждом шагу. Да, конечно, до римейка оригинального RE тут было ещё ой как далеко в плане страха, но… Чем богаты, тем и рады, как говорится. Пятого resi я в своё время ждал как манны небесной — хотелось больше, круче, интереснее и страшнее. А что же в итоге? Да вы все это и сами прекрасно знаете — получилось второсортное говно подобие шутера. Уже не RE-next, но ещё и не Gears of War. Не было того, чем я восхищался три, четыре года назад — была лишь образцовая работа по самокопированию. Играя за Леона, мы попадаем в затхлую деревню, наших коллег убивают, появляются грязные и бешеные колхозники, мы бежим через населённый пункт, держим оборону, убиваем жлоба с бензопилой, ищем ключи от церкви, убиваем Эль Гиганте. Играя за Криса/Шеву, мы попадаем в затхлый городок, нашего коллегу убивают, появляются грязные и бешеные колхозники, мы бежим через населённый пункт, держим оборону, убиваем жлоба с топором, ищем ключи от ворот, убиваем рано или поздно подросшего и «обородевшего» Эль Гиганте. Как говорится, найдите 10 отличий.
Честно скажу, я ненавижу современные шутеры. Я не люблю CoD, готов втоптать по уши в какашки эти ваши Crysis и FarCry 2. Но играть приходится, хотя бы для того, чтобы следить за модой. Пробежав кампанию Modern Warfare 2, меня настигло горькое разочарование от сюжета, дизайна, картинки и нудных миссий. Никакого адреналина, никакой радости. Поэтому вторым по списку пойдёт боец, откликающийся на гордый позывной Black. Если говорить по существу, то раньше я в него не особо гонял — купил пиратку за 3 евро, включил, пробежал миссию, да забросил в тёмный уголок. Буквально месяц назад, во время описанного мной сеанса ностальгии, решил вспомнить старые-добрые времена, да пробежать пару заданий. И мне стало страшно за современное поколение. Если начать с банальных вещей, то потеха для глаз обеспечена любому, даже самому придирчивому игроку. Посмотрев, какую картинку выдаёт старое железо PS2, братья Йерли должны будут съесть свои кепки без кетчупа, а Infinity Ward — так вообще свалить в монастырь до конца жизни в полном составе. Дальше — сюжет, а точнее его подача в виде live-action-роликов, за которыми безумно интересно наблюдать. Адреналин от игрового процесса просто летит во все стороны. Сторонникам регенерации и бойца-как-БТР тут же можно выйти из помещения покурить — в Black стоит такой бешеный хардкор, что ты готов обзывать тот же CoD всеми матерными словами, присутствующими в русском языке. Разом. В одно предложение. Аптечки, которых постоянно не хватает; меткие противники; редкие чекпоинты. Одним словом, сплошное удовольствие без границ.
Дальше по плану пойдёт тонна ярости Final Fantasy 13. Сказать тут можно только одно — после прохождения мне хотелось отправить письмо в Square Enix с содержимым, кратко выражающимся в одном предложении «что за ***ное линейное говно вы мне подсунули?». Единственное светлое пятно — это боёвка, которая по праву доставила на уровне Xenogears/Xenosaga I-III. Остальное же — то ли глупая шутка, то ли попытка оказуалить геймеров. Линейный (как доска) и унылый сюжет с Клаудом-которому-сменили-пол, никакие персонажи… Одних только этих факторов хватит нормальному фанату JRPG, чтобы собственноручно кинуть спичку на облитый бензином офис SE. После FFXIII FF12 показалась просто раем. Огромный, ничем не ограниченный мир, изрядно доставляющий сюжет с малым количеством штампов, интересный дизайн и открытые персонажи (одна семейка троллей из Бальтера и Сида чего стоит). Final Fantasy XII предлагает одному сыграть в MMORPG, пожить в сказочном мире с уймой сайд-квестов. Я молчу о по-настоящему гениальной системе гамбитов, позволяющей создать ИИ партии своей мечты. Тринадцатая часть пролетела за каких-то полсотни часов, а на двенадцатую ушло все 120, и то без сбора всех эсперов и выполнения всех сайд-квестов. Либо процент деградации повышается от «фантазии» к «фантазии», либо я стал слишком придирчив.
Завершить этот пост хотелось бы на оптимистичной нотке — Bayonetta. Только эта игра стала для меня глотком свежего воздуха, после которого я плюнул на франчайз Devil May Cry, по которому долгое время тащился. Если вкратце, то это божественно. Стиль Камии, невероятный хардкор, буйство красок на телевизоре — такого я уже давно не видел и вообще не ожидал увидеть в серии, название которой не укладывается в аббревиатуру DMC. Сотня добротных комбо, интересный сюжет, отсутствие нахального блондина и сексуальная главная героиня — всё это влюбило меня в длинноногую красотку всерьёз и надолго. После этого сеанс игры в DMC3 стал для меня пыткой — не было такого задора и фана, как от Bayonetta. Скучные, тёмные, пустые коридоры Темен-ни-Гру, банальные трёхкнопочные комбинации… Пфе. Только в таких случаях можно смело заявлять, что прогресс не стоит на месте.
Судить о том, лучше стали игры или хуже в каррент-гене — дело нудное и гиблое, как мне кажется. В каждом поколении свои фавориты. На PS2 никто бы и никогда не выпустил LittleBigPlanet или Heavy Rain, а на SNES мы бы никогда не увидели Final Fantasy 7 или God of War. Время вносит свои коррективы, а нам остаётся лишь наблюдать и плыть по течению. Такие дела.
Автор: Кот