«Отечественные игры». Некоторых данное словосочетание может удивить, кто-то неодобрительно сплюснет, кто-то уставится на вас округлившимися глазами, но лишь некоторые одобрительно закивают головой. В любом случае, равнодушных людей остается не много. Так давайте же поближе рассмотрим то, что называется отечественными играми, что мешает сделать нашим «кулибиным» стоящие проекты и как добиться успеха.
Сложившийся стереотип о том, что наши не могут делать игры, со временем разрушается? Этот путь тернист и дремуч? И это все несмотря на то, что специалистов же пруд пруди: художники, программисты, дизайнеры? Да, все они обладают достаточным энтузиазмом, чтобы продвигать игру дальше, выдавая идеи пачками, только и успевай реализовывать. Но почему тогда ничего не получается в конечном итоге, а если и получается, то только у нескольких компаний? А вспомните, что было в 2000-ых годах и ранее…
Ответ лежит на поверхности. Нет, это не финансирование, хотя и оно требуется. Все дело в управлении. Как в каждом музыкальном проекте есть продюсер, так и в каждом игровом должен быть кто-то похожий, кто будет управлять всем процессом: распределять ресурсы, следить за графиком работ и прочее.
Не каждая компания может позволить себе грамотного «продюсера» и зачастую пренебрегает данным человеком. Итог весьма печален. Как пример могу привести компанию Q1, которая занималась проектами WAR.ru и Magic.ruи некоторыми другими. У них был данной профессии человек, но со своими обязанностями он не справился сначала, а когда появилась ему замена, то было уже слишком поздно. Сейчас как таковой компании этой нет (она вошла в состав более крупной), первый проект почти умер, второй кое-как держится на плаву с помощью двух (!) человек. И это притом, что концепция их игр была просто замечательной: олдскульный ВАР и новомодный клон Дофуса.
Немаловажную роль в успешности проекта играет и конкуренция. Но сейчас ситуация сложилась таким образом, что выжить отдельно взятой компании не просто тяжело, а практически невозможно, так как на рынке образовался «монополист», штампующий игры пачками, шаблонно, забивая рынок всевозможным ширпотребом, приводящим в восторг школьников как мужского, так и женского полов (хотя в последнее время они за прошедший год не сделали ни одного проекта нового, неначатого Аструмом до объединения). И если взять количество успешных проектов и то, что присутствует на рынке, то получится просто печальное соотношение. Например, что мы можем противопоставить такой игре, как Аллоды Онлайн? Я имею ввиду, какую русскую игру из этого жанра? А Сталкеру? Космическим ренджерам? В своем роде эти игры уникальны, успешны, обрели массу фанатов и уже почивают на лаврах былого величия.
Да и тенденция какая? Все реже и реже что-то выходит направленное на синглплеер, удаляясь в Интернеты. Сейчас модно делать деньги на казуалках для социальных сетей. Что-то новое придумать там сложно, одни фермы, однокнопочные тайкуны и прочая дребедень. Куда же делись синглплеерные игры отечественные спросите вы? А я вам скажу, что угробили их русские же издатели игр этого направления.
А все начиналось довольно давно, если судить по меркам игростроя. Примерно со времен МФК (что можно перевести как Московский Фестиваль Кино или Мировой Финансовый Кризис), когда русские издатели прославились в мире совершенно глупыми повадками при подписании контрактов на издание западных игр. Тратили жутки деньги, скупая все подряд, лишь бы набить себе портфель крутыми проектами. При этом реально денег на локализацию, например, не оставалось.
Фактически с 98 до 08 в России издавалось все, что можно и чего нельзя, но профессионалов, умеющих покупать и продавать проекты за 10 лет не появилось. На внутренней разработке была примерно та же борода, только денег было уже меньше и своим можно было уже тупо не платить. Из простых примеров .Дат и Дисайплы3… за огромные деньги была куплена лицензия, а на разработку денег уже не осталось. Тем более кризис случился.
Тут уже упирается все во что? Правильно, в жадность. Слова одного знакомого разработчика (цензуру поправил немного): «Подписываются на все что предлагается, большая часть предлагаемого — полная лажа. Так как проектов подписывается очень много на всех денег не хватает. Высокое начальство начинает крыть матюками тех, кто это говно подписывал и начинает потихоньку отсеивать совсем говно и то, что никогда не выйдет (из-за того что сами разработчики какие-нибудь студенты, не умеют работать). Но денег слито уже до вон той Эйфелевой башни, и начинают страдать вполне целевые проекты».
Но давайте от грустного перейдем все-таки к тому доброму, что так помнят многие, а именно играм. Несмотря на то, что новых отечественных игр становится все меньше, в нашей памяти сохранились такие проекты как Тетрис, Аллоды, Вангеры, Космические Рейнджеры, Ил-2, Блицкриг, Сайлент Сторм, Периметр, всякие Уаз 4х4, Сталкер и так далее. Думаю, что у многих на полке есть хотя бы одна игра из вышеперечисленных.
Как видим, проектов не мало. А что имеем сейчас? Метро 2033, которое и нашим-то назвать язык не поворачивается особо. Аллоды Онлайн, которые синглплеерной не назовешь? Дисайплз 3, которая «поразила» фанатов серии? В расчет не берутся те многочисленные проекты, которые появляются на просторах интернета постоянно. Я даже за всеми следить не успеваю… это без учета казуалок всевозможных (Бука, превед).
Подводя итог, можно сказать, что основополагающим моментом в геймдеве, не только русском, является профессионализм команды, в которую входят не только энтузиасты программисты, художники и так далее, но и толковое руководство, в котором присутствует и продюсер.