Глядя на современную индустрию, невольно задумываешься, что жанр платформеров, в котором около полутора десятков лет назад было сложно придумать что-то новое, ныне – один из самых успешных. LittleBigPlanet, Braid и вот – Limbo. Все эти игры (равно как The Misadventures of P.B. Winterbottom и прочие) доказали всем, что из обычной игры с видом сбоку можно сделать чуть ли не шедевр. А для PlayDead Studios, создателей Limbo, их дебют стал «золотым билетом» в мир успешных индии-разработчиков. Это игра, которую очень сложно описать, а ее визуальный стиль непременно нужно увидеть самому, ведь впечатления и ассоциации у всех будут разные.
И неважно, что вся игра выполнена в черно-белом цвете, мальчик абсолютно не выразителен, а в глазках-бусинках невозможно разглядеть какие-то чувства, вроде страха или печали. Мальчик словно пойман в ловушку в Лимбо, одном из кругов ада. Это темный лес с жуткими чудовищами и пугающей атмосферой, из которого есть только один путь – бежать без оглядки. Главная цель – выжить, больше ничего не надо. У мальчика нет оружия, из способностей у него лишь бег и прыжок. Никто не скажет, что нужно делать и зачем, никто не станет подсказывать, куда идти или бежать дальше – вы просто делаете все, чтобы не попасть в лапы монстров или не убиться, упав на колья.
Погружение игрока в мир игры происходит почти моментально – музыка практически отсутствует, из звуков слышно только то, что нужно – топот мальчика и некоторые устрашающие звуки. Сразу чувствуешь себя одиноким, беззащитным, хотя монстров встречается совсем немного – атмосферу нагнетает лишь черно-белые экраны и некоторые загадки, которых здесь очень много. Причем они выдуманы таким образом, что несмотря на лишь одно умение (прыжок) игрок чувствует себя чуть ли не всесильным.
Но это чувство исчезает, когда начинаются не те загадки, над которыми надо ломать голову, а те, которые нужны для понимания происходящего. Какие-то силуэты между деревьями, встречающиеся на пути люди, и девочка, сестра, которую мы и ищем. Но при встрече с родным человеком она кажется нам кем-то другим, этакой девочкой-загадкой. А потому ты прогуливаешься по этому лесу, разглядываешь каждый кустик и пытаешься понять, а реально ли это все? А каков был посыл разработчиков? Вот именно поэтому очень важно увидеть игру самому, ибо так много вопросов и мыслей в голове не оставляет, пожалуй, ни одна другая игра.
И когда находишь кого-то, кто похож на этого мальчика, хочешь с ним пообщаться, узнать, зачем он тут и что вообще происходит… Они уходят и не желают говорить. Они оставляют игрока в неведении, то ли потому, что не хотят расстраивать, то ли потому что им тяжело вспоминать о чем-то. Но делать нечего, приходится бежать дальше, вправо, бежать без оглядки и не обращать ни на что внимания. А бывает и такое, что задания очень сложны, но не в том смысле, что придется долго двигать ящики или залезать на высокую гору. Сложность в том, что игра поставит вопросы этики и морали, особенно при переходе через реку.
Что же касается сочувствия главному герою, то сопереживает ему игрок практически каждую секунду. А бывает, что и две секунды – когда мальчик разваливается на части или просто умирает от чего-то, все вокруг замирает и затихает на пару секунд. В этот момент чувствуешь себя чуть ли не сволочью и пытаешься сделать все возможное, чтобы это не повторилось. Да и чекпоинты расставлены очень удачно, так что злиться не придется.
И все бы было просто восхитительно, если бы не финальная часть на фабрике, с лазерами, пилами и турелями. Они настолько неуместно выглядят в этом антураже, что хочется даже выключить это непотребство и начать игру заново, чтобы повторить пройденное.
Но в любом случае, похожие проблемы встречаются почти в каждой игре. Фантастическое начало и не самый удачный конец не делают из игры ширпотреб – наоборот, она достойна внимания, хотя бы из-за того, что после ужасающих финальных уровней вас ждет отличный и очень красивая концовка. А концовки в инди почти всегда получаются запоминающимися и необычными.
8,5/10
Автор: Алексей benzopil Лихачев